Версия для слабовидящих

13 апреля - 17 апреля

План работы младшей группы МДОУ «Медновский детский сад «Родничок»

Тема недели   «Удивительная вода.» с 13.04. по 17.04.20г.

 

Ответственные : Мамонтова И.С.

Муллина Н.Н.

 

ПОНЕДЕЛЬНИК
1 Утренняя гимнастика

2 Артикуляционная гимнастика

3 Беседа на тему «Вода вокруг нас»

https://voday.ru/deti-i-voda/besedy-s-detmi-o-vode-s-chego-nachat.

4 Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы на Земле исчезла вся вода?»

5 Эксперементы с водой(изучаем свойство воды). Растворяется или не растворяется.

 

ВТОРНИК

1Утренняя гимнастика

2 Артикуляционная гимнастика

3 Игра с водой “Рыбалка”.

4 Рассматривание картинок с изображением водоёмов.

5 Разучивание потешки о воде (на выбор из картотеки)

 

СРЕДА

1 Утренняя гимнастика

2 Артикуляционная гимнастика

3 Чтение стихотворений о воде (на выбор из картотеки)

4 Эксперементы с водой(изучаем свойство воды). Вода принимает форму.

 

ЧЕТВЕРГ

1 Утренняя гимнастика

2 Артикуляционная гимнастика

 3 Беседа «Водоёмы» Цель: уточнить представление о водоёмах и их обитателях..

4 Рассматривание глобуса, карты мира или картинки. Найти источники воды.

4 Аппликация «Рыбки в аквариуме» https://novamett.ru/iz-bumagi/applikatsii-rybok

 

ПЯТНИЦА

1 Утренняя гимнастика

2 Артикуляционная гимнастика

3 Беседа Тема. «Земля – наш дом».

 4 Рисование

https://handsmake.ru/lepka-iz-plastilina-dlya-detej.html

 

 

 

понедельник

1 Беседа на тему «Вода вокруг нас». Обратить внимание на значение воды в нашей жизни. Показать детям, где и как существует вода в окружающей среде.

 

2 Эксперементы с водой(изучаем свойство воды). Растворяется или не растворяется.

Что еще может раствориться в воде, кроме красок? Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?

3 Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы на Земле исчезла вся вода?» дать знания о том, что вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.

вторник

1  Игра «Рыбалка»
В миску или таз накидайте любые мелкие предметы. Это могут быть пластиковые рыбки, стеклянные шарики, каштаны, деревянные кубики – всё что попадется под руку. Скажите малышу, что вы пришли на пруд порыбачить. Пусть вылавливает «рыбок» руками, ложкой, шумовкой или сачком, складывает в ведерко улов и кормит игрушечную кошку. Не нравится рыбалка? Нет проблем, пускай это будет охота за пиратскими сокровищами, которые лежат на дне океана. А может неуклюжий ёжик опрокинул корзинку с «ягодками» в речку? Поможем их собрать.

среда

 

Эксперемент «вода принимает форму»

 Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

пятница

Беседа тема. «Земля – наш дом». Цель. Развивать у детей элементарные представления о нашей планете, о её природных богатствах: полезных ископаемых. Формировать представление об экологических проблемах родного города, воспитывать любовь к родному краю.

 

 

 

 

 Идеи для домашних игр с водой

 

Игры, в основе которых – взаимодействие с водой, полезны для эмоционального состояния малыша, развивают мелкую моторику, тактильное восприятие. Вода – расслабляет, снимает напряжение и стресс, дарит позитивный заряд и открывает поле для игровых экспериментов.  Что понадобится для игр
 - Различные ёмкости (таз, миски, чашки, стаканчики, формочки, крышки, банки и т.п.)
 - Ложки, половник, шумовка, воронка, небольшой сачок и т.п.
 - Резиновые и пластиковые игрушки для ванной
 - Пластиковые и металлические крышечки, винные пробки
 - Фигурки животных и людей
 - Различные мелочи: прищепки, грибочки, шарики, пуговицы, фасоль, шишки, каштаны и т.п.
 - Лейка
Главное – с самого начала подготовиться к тому, что на пол, на стол и любую другую игровую поверхность будет капать и проливаться вода. Не сердитесь за это на малыша и предложите ему в конце игры вытереть всю воду. Постелите на месте игры резиновый коврик и приготовьте несколько тряпочек, чтобы время от времени вытирать воду, если лужа слишком уж большая.

 1. Рыбалка
В миску или таз накидайте любые мелкие предметы. Это могут быть пластиковые рыбки, стеклянные шарики, каштаны, деревянные кубики – всё что попадется под руку. Скажите малышу, что вы пришли на пруд порыбачить. Пусть вылавливает «рыбок» руками, ложкой, шумовкой или сачком, складывает в ведерко улов и кормит игрушечную кошку. Не нравится рыбалка? Нет проблем, пускай это будет охота за пиратскими сокровищами, которые лежат на дне океана. А может неуклюжий ёжик опрокинул корзинку с «ягодками» в речку? Поможем их собрать.

 2. Стирка
Поставьте рядом две миски или два тазика, выделите малышу несколько одежек или тряпочек для стирки. В одной миске он будет их намыливать, в другой – полоскать. После этого можно отжать одежку и развесить её на веревочку, растянутую между двух стульев, используя бельевые прищепки. Это отлично развивает мелкую моторику и прививает хозяйственность.

 3. Шторм на море
Как насчет настоящей бури? Наберите в таз воды, запустите плавать кораблики (на роль флотилии годятся обычные винные пробки и крышечки от банок), а потом покажите малышу как весело причаливают корабли к берегу, если подуть на воду. Ветер сильный-сильный (дуем во всю силу), а теперь – утих (перестаем дуть).Ой, один из кораблей перевернулся во время шторма. Давай устроим спасательную операцию и достанем его со дна!

 4. Чудесная губка
Покажите ребенку, как можно переносить воду из одной емкости в другую, используя обычную губку. Если ему понравится, пусть тоже попробует: окунуть губку в миску с водой, затем перенести к другой миске и отжать, чтобы туда налилась собранная губкой вода.

 5. Дед Мазай
Полундра! Несчастные белые медвежата сидят на тонкой льдине вдали от берега и не могут попасть к маме. Или зайчата остались на островке земли посреди реки, которая вышла из берегов? Устройте с малышом спасательную операцию. Рассадите зверюшек по разным крышечкам или на куски пенопласта, запустите в таз полный воды. Поочередно подплывая на «лодке» к зверюшкам, пересаживайте их на пустую крышку и высаживайте на берег (на пол).

 6. Что утонет?
Соберите по дому предметы из разных материалов, разные по весу и свойствам. Опуская их в воду, наблюдайте что всплывет, а что утонет. Расскажите ребенку, почему так происходит и предложите ему продолжить эксперимент с оставшимися предметами. Только выберете их сами и дайте понять, что кидать в воду папин телефон или бабушкины очки всё-таки не стоит.

 7. Водопад
Чтобы посмотреть на водопад, необязательно ехать в непроходимые джунгли. Достаточно набрать воды в миску и опрокинуть её над тазом. Скорость и высоту водопада малыш сможет регулировать её сам, переворачивая миску постепенно или сразу, выше или ниже над тазиком.

 8. Взбивание пены
Наливаем воду в таз или миску и капаем туда чуть-чуть жидкого мыла (средства для мытья посуды или детского шампуня). Даем ребенку венчик и показываем, какими движениями можно взбить в тазу пышную мягкую пену.

 9. Смешные пузыри
Покажите малышу, какие веселые и громкие пузырики получаются, если дуть в коктейльную трубочку, опустив её в воду.

 10. Воздушные шарики в ванной
 Слегка надуйте десяток воздушных шариков и запустите малыша купаться вместе с ними в ванной. Обычно детям очень нравится играть с воздушными шариками в воде – сжимать их, ловить, топить, дуть на них и т.п. А шарики-то скользкие, непотопляемые, увертливые.

 

 

 

Картотека художественных произведений о воде

 

Потешки о воде

Перед тем, как спать ложиться,

Нужно нам с тобой умыться.

Моем глазки, бровки, носик,

Чтобы сон пришел к нам в гости.

 

Чтоб зубки засверкали,

Мы их пополоскали.

Теперь кусочек мыльца

Поможет нам умыться.

 

Дождик, дождик, поливай -

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти -

Дай капусте подрасти.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

 

Ой-ой-ой-ой,

Ой, кто голенький такой?

Кто купаться пошел?

Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

 

Дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей!

На людей по ложке,

На меня по крошке.

А на Бабу Ягу –

Лей по целому ведру!

 

Моем носик, моем щёчки

Маминого птенчика,

А на маленьком крючочке

Ждёт нас полотенчико.

 

Рыбка в озере жила,

К нам с тобою приплыла

Малыша мы будем мыть,

Рыбку будем мы ловить.

Нам вода не холодна.

Где же рыбка? Вот она!

 

У лесного родничка

Пили воду два бычка

Пили, пили, напились

И бодаться принялись.

Ай, боду – боду – боду!

Ой, сейчас я упаду!

               Л. Яхнин

 

Буль, буль, буль, карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата,

Рыбки и утята.

 

Закатаем рукава,

Открываем кран – вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

- Посмотрите, крошки,

На свои ладошки!

- Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

     

Водица, водица,

Умой наши лица

Умой наши щечки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

 

 

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

 

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

 

Кто тут будет куп-куп,

По водичке - хлюп-хлюп?

В ванну быстро - прыг, прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

 

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.

 

В маленькую ванночку

Воду наливают,

Маленького Ванечку

Моют-намывают.

И растут до потолка

Белой пены облака,

И сверкают пузыри,

Как цветные фонари.

 

Котик-коток

Просыпался ранешенько,

Бежал на мосток,

Умывался белешенько.

Носик мыл, хвостик мыл,

И про лапки не забыл.

 

Расти, коса, до пояса,

Не вырони не волоса.

Расти, косынька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочка, слушайся

 

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

 

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушку.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Стихотворения

«Приказ»

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь, уши, мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Э. Мошковская

 

Дождик

Дождик льётся тише, тише

Не стучит уже по крыше

Кап…кап…кап…

Дождик кончился! Ура!

Рада! Рада детвора!

Т. Казакова

 

Кораблик»

Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

- Прокати, капитан!

А. Барто

 

Рыбка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка – озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула,

Рыбка быстро уплыла.

      М. Клокова

 

Сказка о царе Салтане

(отрывок)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

         А. С. Пушкин

 

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

 

Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

А. Барто

 

Умывалочка

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По – нем – нож - ку.

Нет, не понемножку –

Посмелей!

Будет умываться веселей!

 

 

 

  Тучка и солнышко
Тучка солнышко закрыла,
 Наших деток намочила!
 Ну-ка, все сюда бегом,
 Вас накрою я зонтом!

 

«Кто не умывается»

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается –

Никак не называется.

П. Синявский

 

Мойдодыр  (отрывок)

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А нечистым трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

               К. И. Чуковский

 

         Аккуратные зайчата

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые.

                    Г. Лагздынь

 

 

 

Кораблик

 

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке

 

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

- Прокати, капитан!

           А. Барто.

 

Мишка – неряха

Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Тут все звери закричали,
Мишку в речку затолкали.
Стали мыть его, купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька: - Простите!
Не топите! Отпустите!
Я большой, я буду сам
Умываться по утрам!

В. Степанов

 

Давай – ка с тобой закаляться:

Холодной водой умываться!

Студёной водой умываться –

Простуды зимой не бояться!

Н. Пикулёва

Беседы с детьми о воде: с чего начать?
Материал взят с сайта: https://voday.ru/deti-i-voda/besedy-s-detmi-o-vode-s-chego-nachat.html

Беседа №1 «Вода вокруг нас»Цель первой беседы заключается в том, чтобы познакомить ребенка с понятием «вода» и дать ему общие представления о том, в каких состояниях может прибывать вода на Земле.В ходе беседы можно использовать глобус в качестве наглядного пособия. Покажите ребенку, что на нашей планете больше воды, чем суши.Объясните ребенку, что в озёрах и реках вода без вкуса, а морях она соленая. Также в ходе этой беседы стоит объяснить ребенку, откуда берётся вода.И то, что вода, которая течет в подземных, реках очень ценится людьми, ведь она считается самой чистой и вкусной. Совет: иногда даже реклама воды может стать отличным примером того, насколько дорого ценится питьевая вода.

 

Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение)Цель второй беседы – донести до детей всю важность воды для человечества. Во время второй беседы стоит объяснить ребенку, что хоть воды и много на Земле, далеко не вся она подходит для человека. Ведь пьем мы только перстную и чистую воду, а не соленую. Вот как раз соленой у нас гораздо больше. Стоит также добавить, что существуют страны, в которых водный кризис. Поэтому воду нужно беречь.

Беседа №3 «Путешествие капельки» (рисуем круговорот)Цель данной беседы – дать детям понять, как в природе происходит круговорот воды. В ходе беседы может понадобиться наглядное пособие – картинка с изображением того же круговорота, но рисование с детьми будет лучше. Преподнести этот процесс ребенку можно как то, что капелька воды живет в море. Но иногда эта капелька путешествует на тучку. На тучке собирается много капелек, а затем все они спускаются на землю и вместе с ручейками попадают в реки, а с рек снова к себе домой – в море. Можно провести эксперимент с испарением воды.

Беседа №4 «Без воды нет жизни»
Целью беседы №4 является формирование у ребенка представления о том, что животные и растения не могут жить без воды. В ходе беседы можно привести ребенку пример с растениями в природе. Ведь их время от времени поливает дождик. А вот если не поливать растение в горшочке, то в скором времени оно просто засохнет и погибнет. Именно поэтому нужно всегда следить, чтобы у растений было достаточно влаги. Также можно привести пример с животными, которые в условиях дикой природы могут попить из природного водоема, а вот в домашних условиях — только в том случае, если мы им поможем.

 

Беседа №5 «Волшебница вода»Целью данной беседы является пояснение детям таких фундаментальных понятий, как дождь, туман, снег и другие. В ходе беседы важно обратить внимание детей на то, что вода очень часто предстаёт перед нами в разных состояниях. Иногда она жидкая, а иногда и твердая. Также следует обратить внимание детей на многообразие окружающей среды, которое создается именно благодаря волшебству воды.

 

Беседа №6 «Берегите воду»Цель данной беседы – научить детей экономить воду, сформировать у них мысль, что вода – это ограниченный ресурс, который нужно беречь.Объяснить детям, почему воду стоит беречь достаточно просто. Например, можно рассказать ребенку о том, какой путь вода проделывает, прежде чем попадет к нам в кран, и мы ее воспользуемся.Также можно рассказать о том, что сначала вода находится в реке, человек может направлять ее в трубы. Однако она все равно не сразу попадает к нам в дом, ведь мы получаем очищенную воду.Для того чтобы наша вода была чистой работает очень много людей и их труд нужно уважать. Поэтому нужно всегда закрыть кран и переводить воду попусту.

 

Беседа №7 «Дождь»Цель этого занятия – знакомство с таким понятием как «дождь». В ходе беседы следует объяснить детям, в каком состоянии находится вода, когда идет дождь. Также следует поговорить о том, что дождь – это очень хорошее явление и объяснить почему. Это важно, ведь иногда дети думают, что дождь – это плохо, ведь пойти гулять в дождливую погоду нельзя. Необходимо им объяснить, в чем польза дождя. «Звуки природы: шум дождя»Цель данного занятия – знакомство с понятием «туман». В ходе данной беседы следует поговорить с ребенком о том, в каком состоянии находится водичка, которую мы называем туманом и как она влияет на все живое. Что туман может помешать человеку вести автомобиль. Иногда из-за тумана происходят аварии, не летают самолеты.

Беседа №9 «Град и снег»Цель данного занятия – знакомство с понятием «снег и град».В ходе данной беседы следует поговорить с ребенком о том, в каком состоянии находится вода, которую мы называем градом или снегом.Также следует рассказать детям о таких понятиях как «снег» и «град». Нужно объяснить, что когда пары воды попадают в условия с очень низкой температурой, может выпасть снег или град. Приём, снег всегда идет зимой, а вот град может выпасть в любое время года.Также следует объяснить, что град – это губительное явление, которое способно уничтожить урожай, поранить людей и животных, а также повредить дома и автомобили. А вот снег – это хорошо. Ведь он надежно защищается растения от самых свирепых морозов.

 

Беседа №10 «Роса»Цель данного занятия – знакомство с понятием «Роса». В ходе этой беседы малыш должен понять, что вода не всегда может возвращаться на землю из неба, иногда она туда не доходит. Нужно объяснить детям, что роса выпадает из-за того, что некоторые предметы изменяют свою температуру на более холодную и капельки пара, не долетев до туч, снова лежаться на землю. Больше всего росы можно найти в траве, как правило, роса выпадает летними ночами. В данном случае тоже можно провести опыт с изменением температуры предметов и водяным паром.

Беседа №11 «Водоёмы» Цель данной беседы – объяснить детям, что существуют рукотворные и природные водоемы. В ходе занятия детям следует объяснить, а лучше всего наглядно показать (на картинках), что в природе существуют очень много типов водоемов. Так, например, природными водоемами считаются реки, озера, пруды, моря, океаны (добавить, что их всего 4). А вот бассейны и фонтаны – это дело рук человека. Также в ходе этой беседы до ребенка следует донести, что бывают водоемы подземные. В подземных реках течет очень чистая и полезная вода, и если она выходит на поверхность, то образуется родник.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3–4

 

Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

«Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика» (Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика»).

Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. Детям 5-7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится наш язычок. У нас уже автоматизирован навык. А ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести, этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Артикуляционную гимнастику проводить лучше в виде сказки 5-7 минут.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения. Ведь выполняя артикуляционные упражнения, ребенку порой бывает очень трудно. Никогда не ругайте ребенка. Больше похвалы и поощрения, ведь в этом залог успеха.

 

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастики

 

Язык в ротике живет.

Никогда не устает.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

В зоопарк пойдем сейчас,

Посмотреть, кто встретит нас.

У входа в зоопарк язычок уведел клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что ему захотелось их понюхать.Понюхал он один цветочек и воскликнул: «Ах, как пахнет!»Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Здравствуй, милый мой цветочек.

Улыбнулся язычок.

Я с тобою поиграю,

Аромат твой повдыхаю.

Описание

Вдох через нос — «нюхать»цветок; на выдохе произнести «Ах, как пахнет!»Повторить 2-3 раза.

А за воротами зоопарка — пруд. А там. Бегемотик!

Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

Описание

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну.

Тут мы увидели лодочку с парусом. Она была очень красивая, с розовым парусом. Давайте покажем, какой был парус у лодочки.

Лодочка под парусом по пруду плывет

На прогулку лодочку язычок зовет.

Описание

Улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Так мы развиваем растяжку подъязычной связки; умение расслабить мышцы языка в приподнятом положении.

Подбежал к нам щенок, хвостиком махая.

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно также смог,

Вот, смотри. Сейчас!

Описание

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.

Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим. слоник!

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

Описание

Учимся делать упражнение «Хоботок».

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим. слоник!

Раз — лягушка с толстым брюшком,

Два — большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив ее в кадушку,

Как под душем ту лягушку

Поливал из шланга он.

Описание

На «раз»— губы растянуть в улыбке, зубы заборчиком. На счет «два»— губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполнять 5-7 раз. Тем самым мы вырабатываем подвижность губ.

От слоненка в полуметре домик хомячка.

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Описание

Учимся делать упражнение «Хомячок».

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Наш щеночек подустал, ушки свесил.

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Описание

Учимся делать упражнение «Лопата».

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

А котенок у березы, молоко лакает.

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой»высунув язык.

Описание

Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко».

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Описание

Учимся делать упражнение «Чашечка».

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой»и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы решили отдохнуть и зашли на детскую площадку. Покатались мы на горке, на качель пошли кататься.

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

Описание

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Время быстро очень мчало. Мы часов не замечали.

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Описание

Учимся делать упражнение «Маятник».

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы пришли к вольеру мишки.

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

Описание

Учимся делать упражнение «Вкусный мед».

Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы пошли налево. И на мостик все взошли.

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

Описание

Учимся делать упражнение «Мостик».

Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик»стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Неподалеку лежал свернутый шланг. «И зачем он нужен?»— подумали мы.А потом поняли:

Жарко станет — шланг возьмем

и водой себя польем!

Описание

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10. Тем самым мы учимся напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать в таком положении.

Вдруг шланг, зашевелился. Тут мы увидели, что это была… змея! Давай изобразим змею!

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Описание

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения делать в медленном темпе. Выполнять 5-6 раз. Таким образом мы развиваем боковые мышцы языка.

Так проходит час, другой,

Язычку пора домой!

 

информация взята  сайта https://www.maam.ru/detskijsad/artikuljacionaja-gimnastika-dlja-doshkolnikov-3-4-let.html

 

Рекомендации по проведению утренней гимнастики

 

Трехлетний ребенок очень активен, старается все делать самостоятельно. Продолжается интенсивное развитие функций головного мозга, совершенствуется память, развивается воображение. На основе словесного описания ребенок уже может создать образ, воспроизвести его в игре, рисунке, движении. Двигательная деятельность усложняется. В трехлетнем возрасте с детьми нужно продолжать систематически проводить утреннюю гимнастику. Во вводной части дается ходьба, затем бег. Продолжительность бега увеличивается до 10 секунд, с постепенным замедлением. В заключительной части после общеразвивающих упражнений вместо бега выполняются прыжки (6-8 раз) на двух ногах на месте, затем ходьба и вновь повторяются прыжки. Длительность утренней гимнастики — 5-6 минут. Комплексы состоят из 3-4 упражнений, максимум 5 упражнений. Упражнения повторяются 4-6 раз. Взрослый следит, чтобы упражнения выполнялись в соответствии с образцом (особенно после 3,5 лет), с сохранением правильного положения тела. Это важно для формирования осанки. Чтобы движение приобрело размеренный, ритмичный характер, необходимо многократное повторение. Поэтому новые комплексы упражнений составляются на основе уже хорошо освоенных детьми движений. Для поддержания интереса детей к зарядке можно использовать бубен, музыкальное сопровождение, различные зрительные ориентиры — забавные коврики, обручи («домики»), а также раздаточный материал — погремушки, кубики.

Не рекомендуется вводить упражнения с палками, обручами, так как малышам тяжело удерживать эти предметы.

 

Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию комплекс утренней гимнастики.

Комплекс №1

 

  1. Ходьба и бег по кругу (вокруг колец).
     

Упражнения с кольцом (кольцеброс)

  1. И. п. — ноги на ширине ступни, кольцо в правой руке. Поднять кольцо вверх, переложить в левую руку, опустить через стороны.
  1. И. п. — ноги на ширине ступни, кольцо в обеих руках у груди. Присесть, вынести кольцо вперед, руки прямые, вернуться в исходное положение.
  1. И. п. — стойка на коленях, кольцо у носка правой (левой)
    ноги; повернуться, взять кольцо, вернуться в исходное положение (по 3 раза в каждую сторону).
  1. И. п. — ноги слегка расставлены, руки произвольно, кольцо на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кольца в обе стороны.
  1. Игровое задание «Найдем цыпленка».

Комплекс №2

  1. Ходьба в колонне по одному, бег высоко поднимая колени, как лошадки. Ходьба и бег чередуются.

Упражнения с флажками

  1. И. п. — ноги на ширине ступни, флажки в обеих руках внизу. Поднять через стороны флажки вверх, скрестить; опустить флажки вниз, вернуться в исходное положение.
  1. И. п. — ноги на ширине плеч, флажки у плеч. Наклониться, помахать флажками перед собой, выпрямиться, вернуться в исходное положение.
  1. И. п. — ноги на ширине плеч, флажки у груди. Поворот вправо (влево), отвести флажок в сторону (руки прямые), вернуться в исходное положение.
  1. И. п. — ноги слегка расставлены, флажки на полу. Прыжки на двух ногах (перед флажками) в чередовании с небольшой паузой.
  1. Игра «Кошка и мышки» (кошка ловит мышек по сигналу воспитателя).

Комплекс №3

 

  1. Ходьба и бег между предметами змейкой (мячи или кубики, -8 шт.). Ходьба и бег врассыпную.

Упражнения без предметов

  1. И. п. — ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Поднять руки к плечам, сгибая в локтях; опустить руки, вернуться в исходное положение.
  1. И. п. — ноги слегка расставлены, руки за спиной. Присесть, вынести руки вперед; встать, руки убрать за спину, вернуться в исходное положение.
  1. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вправо (влево), выпрямиться, вернуться в исходное положение.
  1. И. п. — ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах в чередовании с небольшой паузой.
  1. Игра «Найди свой цвет». В трех местах площадки положены обручи, а в них поставлены кегли (или кубики) разного цвета. Дети распределяются на три группы, и каждая занимает место вокруг кубика определенного цвета. Воспитатель предлагает запомнить цвет своего кубика, затем дети разбегаются по всему залу, на сигнал «Найди свой цвет» все дети стараются занять место около соответствующего кубика. Можно повторить игровое задание.

Комплекс №4

 

  1. Игровое упражнение «Лягушки». Из шнура выкладывается круг — это болото. Дети становятся по кругу правым (или левым) боком к болоту — они лягушки. Воспитатель говорит:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква!

Скачут, вытянувши ножки.

Дети прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу. По окончании текста воспитатель хлопает в ладоши — пугает лягушек, а они прыгают в болото и присаживаются на корточках. Игру можно повторить.

Упражнения с мячом большого диаметра

  1. И. п. — ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Поднять мяч на грудь, локти согнуты; опустить мяч, вернуться в исходное положение.
  1. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках у груди. Наклониться вперед и прокатить мяч от одной ноги к другой; выпрямиться, вернуться в исходное положение.
  1. И. п. — ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Присесть, коснуться мячом пола; встать, выпрямиться, вернуться в исходное положение.
  1. И. п. — ноги слегка расставлены, мяч в согнутых руках перед собой. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг своей оси в чередовании с небольшой паузой.
  1. Игра средней подвижности «По ровненькой дорожке». Дети становятся по кругу и выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам...

В яму — бух!

Дети выполняют ходьбу, а на слова «по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед, а на слова «в яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», — говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игру можно повторить.